Александра Самбарова. Трансценденция



Николай Николаевич Карпицкий (Карпицкий Н.Н.Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности — дис.д. ф. н. - Томск, 2004. - С. 116.) пришел к выводу, что в основе всех вещей мира лежат смыслы, являющиеся ступенями личностного оформления бытия. Весьма убедительно им обосновано то, что смысловое бытие, имея своим основанием неопределенность трансцендентального предчувствия, не предзадано в своей определенности. Сформулировано новое понимание динамичности смысла в процессе его движения от первичной неопределенности к результирующей смысловой определенности.

Личностный смысл может быть абстрагирован от своих энергийных проявлений в становлении жизненного мира. В этом случае он теряет свой личностный характер, превращаясь в абстрактный смысл, то есть в заданную определенность. Осмысление становления жизненного мира в соответствии с абстрактным смыслом есть проекция этого смысла в модусе прошлого на становление настоящего, что определяет редукцию переживаемого содержания к заданной определенности.

Также и любой смысл вещи может быть абстрагирован от своего энергийного становления и понят как заданная определенность в модусе прошлого. Система абстрактных смыслов, спроецированная на жизненный поток, редуцирует из него все становящееся содержание, все уникальное, личностное, воздвигая на месте этого суррогатную реальность, содержание которой формируется заданными определенностями.

Происходит подмена подлинного переживаемого мира суррогатным миром, который является результатом проекции прошлого на настоящее. Определенности в модусе прошлого присутствуют в настоящем идеально, но эти идеальные определенности воплощаются в жизненном становлении, превращая его в свою плоть. Становление как таковое исчезает, превращаясь в вещественную наполненность спроецированных из прошлого заданных определенностей - совокупность вещей с заданными свойствами, подчиненными заданным закономерностям. При этом суррогатный характер мира придают не сами по себе имеющие место определенности (подобные точки остановки мысли — чтобы обозреть сам процесс становления мысли), а редукция к определенностям становящегося жизненного содержания.

Всякое становление принципиально неописуемо принципами суррогатного мира и не укладывается в его систему, взламывает её, открывая подлинность бытия.

Если, в соответствии с принципом методического сомнения, отвлечься от всего неочевидного, погрузившись в жизненный поток, в котором нет ничего постоянного, то в просветах (т.е. областях этого потока феноменов) в качестве первичной очевидности открывается присутствие других жизненных миров. Присутствие Другого не только «просвечивает» в феноменальной явленности, но и энергийно действует на остальное содержание жизненного потока.

Присутствие Другого открывается в таком сопереживании, которое наполняет новыми эмоциями, мыслями, приводит к новому видению окружающего и новому переживанию потока ситуаций. Отсюда, смысл — это не только предзаданная умопостигаемая определенность, но и бесконечная потенция новых смысловых энергий, которые вплетаются в становление настоящего, наполняя собой содержание непосредственно переживаемых феноменов.

Возможность понимания смысла через идею энергийного взаимодействия была заложена в философии П.А. Флоренского и А.Ф. Лосева.

«Символ — это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и однако существенно чрез него объявляющееся». (Флоренский П.А. Имеславие как философская предпосылка // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. - М.: Правда, 1990. - С. 287.)

Лосев сделал следующий шаг, истолковав имя как рожденную этим энергийным срастворением новой энергии: «Имя вещи есть потенциальная энергия взаимопонимания вещи с её окружающим независимо от самого окружающего. Другими словами, имя вещи есть осмысление себя как объективно-определенной и в повелительном откровении и самовыявлении данной личности» (Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. - М.: Мысль, 1993. - С. 834.)

Синергийное понимание смысла имени, т.е. истолкование его как соединения разных энергий Н.Н. Карпицкий истолковывает и как событие в модусе настоящего и как вещь в модусе прошлого. При разграничении понятий события и вещи опирается на анализ, проделанный А.Н. Книгиным, который обосновал, что интеллигибельный объект в разных отношениях может быть понят и как событие и как вещь. Книгин показывает, что если событие всегда во времени, нечто случившееся, то есть выражающее переход от одного обстояния дел к другому, то превращение этого события в мыслимую вещь исключает её изменение. Она становится безотносительна ко времени (Книгин А.Н. Учение о категориях. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 80-81).

Личность открывается в самоприсутствии как единство переживаемого жизненного мира. Это единство обнаруживается благодаря наполнению переживаемых феноменов новым содержанием — энергиями смысла личности: все, что человек чувствует, воспринимает, помнит, ожидает и на что надеется, он обнаруживает как самопроявление; во всем этом он самоосознает себя.

Вещь есть объединенная в интуиции присутствия вневременная целостность. Время — ограничение, фильтрующее феноменальное проявление и выправляющее жизнь в виде последовательности переживаний. Событие переходит в вещь только при обнаружении вневременной целостности, энергийное проявление которой не ограничено течением времени и в случае волевой обращенности к нему свободных субъектов. Вне этой волевой обращенности все неодушевленные вещи вновь сольются в событийном потоке жизни.
 

Хотя событие не может оставаться тем же самым в другой точке времени, понимание события может оставаться неизменным. Смысл события усматривается независимо от единицы времени как самотождественный. Потому любое эмпирическое событие является также и умопостигаемой вещью.

Содержание смысла события не сводится ни к содержанию смысла волевых поступков участников события, ни к их субъективному пониманию этого события. Человек, вступая в общение с Другим, понимает смысл каждого своего волевого действия и по-своему понимает ответные действия Другого. Но реальное взаимодействие участников события есть нечто иное, чем действие каждого из них, соответственно и смысл взаимодействия не сводится к смыслам действий каждого из участников. Этот смысл по-разному раскрывается как для каждого из участвующих, так и для сторонних наблюдателей, более того, он имеет в себе потенцию иных своих смысловых выражений, которые могут быть так и не восприняты никем. Иначе говоря,  событие как таковое содержит бесконечную потенцию своих смысловыражений, а понимаемые отдельными людьми смыслы этого события — лишь граница определенности, очерчивающая горизонт смыслополаганий.



Russia: Pacifist Christian Musician Fined, Banned From Internet Posting

Russia: Pacifist Christian Musician Fined, Banned From Internet Posting : By Victoria Arnold Musician and teacher Anna Chagina has been hand...