Основательный труд Юрия Черноморца посвящен византийскому
неоплатонизму.
Автор раскрывает историю православной теологии как драму
конкуренции многих доктрин. Первым этапом каждого цикла развития теологии
становился бунт против метафизики, попытки построить постметафизическую и
антиметафизическую фидеистическую теологию. Бог представлялся как абсолютно
непознаваемым, и всякая метафизическая теология деконструируется. На смену этапу
деконструкций приходит период построения ортодоксальной метафизики, согласно
которой Бог – это Бытие. Далее формировалась схоластическая метафизика эссенциализма,
которая уже не могла создать выдающихся памятников на уровне произведений
первых двух этапов.
Византийский неоплатонизм возникает в деконструкции
Ареопагитик, достигает своей творческой кульминации в метафизике Бытия Максима
Исповедника и переходит в метафизику эссенциализма (конец VII - начало XIII
веков). До падения Константинополя византийский неоплатонизм успевает
осуществить еще один круг развития. Неоареопагитизм Григория Паламы трансформируется
в творческой метафизике Калиста Ангеликуда, а с 70-х годов XIV века уже
утверждается новый эссенциализм паламитской схоластики.